Иван Петров предлагает Вам запомнить сайт «Я так вижу»
Вы хотите запомнить сайт «Я так вижу»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Можно ли отполировать сокровенное зеркало и не оставить на нём пятен? © Лао Цзе

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами?

развернуть

Казалось бы простой вопрос - зачем морячкам нужно было перематывать себя пулеметными лентами? Но, как оказалось, однозначного ответа нет. Есть несколько мнений историков, которые я сейчас приведу, выбирайте какой понравится.

Версий было рассмотрено много. И, оттолкнувшись от того, что в основном на фото опоясывались пулеметными лентами моряки, получилось следующее.

Некая традиция исходит корнями еще со времен Первой мировой войны. И именно с флота.

Когда выяснилось, что самолет и дирижабль — это не цирковой аттракцион, а летательный аппарат, способный сбросить с воздуха не только листовки, но и вполне себе осязаемые бомбы или баки с горючей смесью, естественно, воюющие страны стали уделять внимание ПВО. Точнее, приспосабливать имеющиеся в их распоряжении системы вооружения к стрельбе по воздушным целям.

Основным пулеметом в то время в российской армии был «Максим». Он и прописался на кораблях. А где устанавливались пулеметы для борьбы с аэропланами?

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Естественно, там, где этот аэроплан можно было заметить. То есть как можно выше, на постах наблюдателей, сигнальщиков и дальнометристов. В «гнездах» на мачтах, на боевых марс-площадках и тому подобных местах. Это уже ближе ко Второй мировой войне корабли обзавелись ПУАЗО, и зенитки можно было ставить где угодно. Но в начале 20-го века пулеметы и орудия устанавливали как можно ближе к наблюдателям, то есть тем, кто мог осуществить целеуказание.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Фото времен Первой мировой очень мало, но вот фото зенитчика с "Октябрьской Революции". Значит, на втором плане — "Марат". Можно оценить по снимку высоту, на которой расположен зенитный расчет.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Соответственно, возникала проблема с подачей патронов. Да, на посту ЗУ можно (и нужно) хранить определенный боезапас. Но корабль несколько менее пригоден для этого. Тут и качка, которая усиливается по мере подъема над палубой, и агрессивная среда в виде влажного морского воздуха, насыщенного солью.

А в целом просто не планировалось создавать посты ПВО, но пришлось.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

На марс-площадки залезали по скоб-трапам. Вполне возможно, что моряцкая традиция опоясывания возникла из этой необходимости — доставить боезапас к пулемету в условиях качки. Моряки, особенно русские, были испокон веков на выдумки горазды. В плане облегчения себе жизни. Потому и сообразили, карабкаясь по скоб-трапу и таща на себе коробку с лентой. Или коробку надо держать в зубах, или смириться с перспективой скоростного спуска на палубу. Вот и придумали — опоясываться.

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, мне «зашло». Очень все логично. Плюс еще неуемная тяга моряков к «понтам». Как знак некоего отличия, дескать, не в трюме отсиживаюсь, а делом в бою занимаюсь. Что, кстати, тоже соответствует действительности.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Флот наш в Великой Отечественной, скажем откровенно, воевал так, что мог себе позволить отправлять матросов в морскую пехоту. Некоторые корабли оставались с минимумом экипажа в портах, а личный состав уходил воевать на сушу.

И здесь снова появляются моряки, перепоясанные пулеметными лентами. Здесь я из множества версий отобрал две.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Версия первая. Недостаток снаряжения, особенно по первому времени.

Соглашусь с теми, кто высказывал мнение, что ленты на матросах — это своеобразные патронташи. Действительно, винтовка во флотском экипаже — не самая важная вещь. Там всем есть чем заняться, помимо несения караульной службы. А в бою на корабле стрелковое оружие вообще без надобности. Пора абордажей прошла.

Вообще, по уставу краснофлотец должен был иметь в снаряжении два двухсекционных патронных подсумка образца 1937 г. для 7,62-мм винтовки образца 1891/30 г. Для краснофлотца, вооружённого самозарядной винтовкой СВТ-40, взамен правой патронной сумки обр. 1937 г. выдавалась сумка для двух магазинов или унифицированная патронная сумка.

Вопрос наличия снят, ибо на фотографиях эти предметы практически не встречаются.

Версия первая. Недостаток снаряжения, особенно по первому времени. история, моряки, пулеметные ленты

Штатный носимый боезапас того времени — 120 патронов. У матросов штатное снаряжение соответствовало пехотному, отличаясь только черным цветом кожаных элементов. Это подсумки к «мосинке», СВТ, запасные патронные сумки, нагрудные патронташи, поясные патронташи. В начальный период войны были брезентовые эрзацы вместо штатных кожаных. Доставать оттуда патроны удобнее, заряжание оружия, учитывая, что патроны в обоймах, производится быстрее.

Кроме того, патроны менее подвержены загрязнению. А вот у пехоты сухопутной почему-то лент на бойцах нет...

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Видимо, здесь налицо так называемый «флотский шик». С одной стороны, очевидная нехватка снаряжения, с другой стороны, быстро вспомненная традиция времен Первой мировой и Гражданской войн.

Плюс здесь стоит вспомнить, что флотская форма того времени отличалась от сухопутной именно меньшим количеством карманов. Так что все, что оставалось по принципу «все свое ношу с собой», — это обмотаться пулеметной лентой. Тут и 250 патронов при себе, и (что немаловажно) вес равномерно распределен по телу.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Кстати, тема-то не новая... Такой способ практиковали многие.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Версия вторая.

На вторую версию натолкнули фотографии, которые были сделаны в то время, когда кризис миновал. Но по-прежнему ленты на моряках присутствовали. Причем, как на этой фотографии. Ленты на бойцах, которым эти патроны точно как БК не пригодятся, ибо налицо уже ППШ.

Есть ли смысл, кроме «флотского шика»? Оказалось, есть.

Морская пехота — особый род войск. Да, морпехов использовали и чисто в оборонительных боях типа Невского пятачка или обороны Севастополя. Однако дальше пошла череда десантных операций, особенно на Черном море. Высадки с кораблей.

Стандартный БК к «Максиму» того времени был 2500 патронов, то есть 10 лент. Каждая весом около 6 кг. Почему я беру «Максим»? Потому что СГ-43 пошел намного позже, а ДП все-таки был ручной пулемет чисто поддержки пехоты, и уступал «Максиму» как в темпе стрельбы, так и в дальности. Так что все тот же «Максим»…

Идем дальше. Высадка десанта. С кораблей, с катеров, с мотоботов… Без разницы. Суть одна: под огнем противника надо зачастую сигануть с борта в воду, добраться до берега, там найти укрытие от пуль и осколков, и приступать к выполнению задачи.

То еще удовольствие…

Но мы говорим о вопросах доставки. Здесь для пулеметчика «рай» наоборот. Мало того, что надо доставить до берега тело пулемета и станок, так еще и БК.

Версия вторая. история, моряки, пулеметные ленты

В сухопутных войсках все проще. Согласно главе 12 «Служба станкового пулемёта» Руководства для бойца пехоты от Управления боевой подготовки ВИК РККА (1938 г.), расчет станкового пулемета «Максим» состоял аж из 4-х человек, кроме наблюдателя-дальномерщика и командира отделения, которые работали на все три отделения пулеметного взвода.

1. Наводчик. Ведёт огонь из пулемёта и выполняет всю работу, связанную с использованием пулемёта в бою.

2. Помощник наводчика. Помогает наводчику и отвечает за то, чтобы при пулемёте было достаточное количество патронов и все, что необходимо для ведения огня.

3. Подносчик патронов по указанию начальника пулемёта или наводчика подносит патроны, воду, смазку и все необходимое для боевой работы пулемёта.

4. Ездовой ведает пулемётной повозкой (тачанкой), перевозит пулемёты, организует снаряжение лент патронами и подноску их к пулемёту.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

В морской пехоте наличие ездового с тачанкой как бы не предусматривалось. Хорошо, два подносчика. Каждый из которых кроме винтовки и всего остального должен был по идее переправить 5 коробок с лентами. И в случае ранения или гибели до момента выхода на сушу спокойно эти патроны утопить.

Да, морпехи, может, и были «понторезами», но дураки там явно долго не жили. И выход был прост, как пять копеек. Снова старая добрая обмотка лентами.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Для подносчика прыгнуть в воду, имея в каждой руке по коробу с лентой — возможно, но… m, умноженное на g, никто не отменял, да еще и в условиях сырости и влажности. Мог короб и вырваться из рук. Какой бы ни была коробка герметичной (не была, уточнял), купание ей на благо не пойдет. Плюс шальная пуля или осколок, и вот вам — 20% БК к пулемету на дне неизвестно где.

Распределение лент по другим бойцам просто увеличивало шанс того, что эти ленты доберутся до берега на этих самых бойцах.

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Плюс в случае намокшей, высохшей и покоробившейся брезентовой ленты патроны можно было выровнять с помощью вот такого приспособления где угодно, на любой ровной поверхности.

Так что получается, что, с одной стороны, и «флотский шик», а, с другой стороны, морская традиция весьма даже полезная с точки зрения боевого применения.

А морпехам за их дела можно и не такое простить, не правда ли?

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами? история, моряки, пулеметные ленты

Источник


Ключевые слова: Война и мир, Сумки
Опубликовала Ольга Филиппова , 02.02.2018 в 14:31

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Иван
Иван 2 февраля, в 17:09 Ещё и какой-никакой, а броник... Текст скрыт развернуть
0
Алекс Муртазин
Алекс Муртазин Иван 2 февраля, в 23:38 Броник набитый порохом????? О_О Текст скрыт развернуть
-1
Алексей АК
Алексей АК Алекс Муртазин 3 февраля, в 05:53 А что, свинцовая пуля о латунь дает сноп искр?) Текст скрыт развернуть
0
Алекс Муртазин
Алекс Муртазин Алексей АК 3 февраля, в 15:25 а пробитие гильзы, и воспламенение пороха от горячей пули, не учитываете? Текст скрыт развернуть
0
Алексей АК
Алексей АК Алекс Муртазин 3 февраля, в 16:37 Нет конечно, так как это великая случайность. ))) Если вообще было такое.
Текст скрыт развернуть
0
Алексей АК
Алексей АК Алекс Муртазин 3 февраля, в 16:53 * Текст скрыт развернуть
1
Алекс Муртазин
Алекс Муртазин Алексей АК 3 февраля, в 19:08 Убедили. Соглашусь с вами. Спасибо что просветили. Текст скрыт развернуть
1
Алексей АК
Алексей АК Алекс Муртазин 3 февраля, в 19:20 Пожалуйста.) Текст скрыт развернуть
0
Николай Смирнов
Николай Смирнов 2 февраля, в 17:34 Всё верно, пока не придумали тактических разгрузок и рюкзаков дополнительный БК, пулемётные ленты и гранаты вешали поверх одежды через плечо или на поясе. Текст скрыт развернуть
2
Fvolodya55 Федоров
Fvolodya55 Федоров 2 февраля, в 17:42 Для понтов. Тряпочная лента боится влаги, задержки при стрельбе. мало того намочил, а потом еще и ползи по суше, грязи будет не мерено. Здесь может быть любая задержка и из-за ленты и грязного механизма вплоть до заклинивания. Тогда только понты. Текст скрыт развернуть
-1
Николай Смирнов
Николай Смирнов Fvolodya55 Федоров 2 февраля, в 21:18 Какие нахер понты, ты знаешь сколько одна такая лента весит? Около 10-12 кг. Лента делается из промасленного холста и практически не намокает, а ленту, как и пулемёт регулярно чистят, кто не дурак. Текст скрыт развернуть
2
Алекс Муртазин
Алекс Муртазин 2 февраля, в 23:17 По ходу, "товарисч" не знает что в то время, не было разделения патронов на пулеметные и снайперские, например. А на таких патронташах, носить боезапас к своей винтовке, винтовке товарища, да и пулемету - не в пример удобнее.
Пруф: 20. Внести изменения в снаряжение рядового и начальствующего состава:

ж) вместо двух патронных и одной запасной сумки оставить на бойце одну сумку на 30 патрон и патронташ для ношения через плечо на 60 патрон;
— Протокол подкомиссии под председательством начальника снабжения Красной Армии корпусного комиссара т. Хрулева, 19—20 апреля 1940 года.
Подкомиссия по вопросам организации и системы военно-хозяйственного снабжения Красной Армии
И почитайте что нибудь, про англо-бурскую войну
Текст скрыт развернуть
1
Fvolodya55 Федоров
Fvolodya55 Федоров Алекс Муртазин 7 февраля, в 19:27 Причем тут снайперские. Винтовка что заряжалась по одному патрону? Мосинка заряжалась при помощи планки, патроны на планке были в подсумке. Зарядить быстро и удобно. Теперь попробуйте лежа вытащить патрон из ленты (придется потрудиться), вставить в планку или приемник винтовки и т.д. Если вы считаете, что носили для пулемета, то это утопия (сколько грязи). Не зря придумали для для ленты короба, это как раз для того чтобы уменьшить попадания грязи. Текст скрыт развернуть
0
Алекс Муртазин
Алекс Муртазин Fvolodya55 Федоров 8 февраля, в 20:34 Как вы считаете, магазины от АК в чем удобнее носить? В штатном подсумке на поясе, или, все таки, в разгрузке? "...Винтовка что заряжалась по одному патрону?..." Представьте себе, да, у винтовки имелась и такая возможность, пятипатронный магазин заполнять по одному патрону. Текст скрыт развернуть
0
Fvolodya55 Федоров
Fvolodya55 Федоров Алекс Муртазин 11 февраля, в 19:16 Вы не внимательно читаете. У солдата был подсумок и патронная сумка. Как раз в подсумке находились патроны на планке, для быстроты заряжания винтовки. Прочтите экипировку русского солдата в 1-ую мировую. Текст скрыт развернуть
0
Леонид Руси
Леонид Руси 3 февраля, в 00:06 Чтобы руки были свободными
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 16
Комментарии Facebook
15-летняя российская фигурис…

15-летняя российская фигуристка установила мировой рекорд на Олимпиаде

21 фев, 13:36
+1 0
Сталин и легендарная жёлтень…

Сталин и легендарная жёлтенькая пушка Грабина

21 фев, 13:16
+4 1
Армейский спектакль, доведши…

Армейский спектакль, доведший генерала до истерического смеха

21 фев, 12:50
+1 0
Письмо к Сталину от либераль…

Письмо к Сталину от либеральной общественности России

21 фев, 12:34
+18 8
Балтийских тигров недокармливают

Балтийских тигров недокармливают

21 фев, 12:24
+1 1
Польша. Запрещенная история

Польша. Запрещенная история

21 фев, 00:22
+1 0
Госдума отклонила законопрое…

Госдума отклонила законопроекты, которые могли бы помешать депутатам жить в кайф

20 фев, 14:56
0 0
Российский пенсионер порезал…

Российский пенсионер порезал мигрантов возле церкви в Германии

20 фев, 13:55
+2 0
Мария Пуччарелли — супергибк…

Мария Пуччарелли — супергибкая конторсионистка

20 фев, 13:53
+11 5
За что вы нас так не любите?

За что вы нас так не любите?

20 фев, 11:20
+1 0
Женщины на службе в армии

Женщины на службе в армии

19 фев, 23:08
+1 0
Немцев и полицию резали и ко…

Немцев и полицию резали и кололи как поросят

19 фев, 20:41
+64 3
9 простых экспериментов, кот…

9 простых экспериментов, которые докажут, что мы ничего не контролируем в этой жизни

19 фев, 14:48
+2 0
21 факт о нашем мире для тех…

21 факт о нашем мире для тех, кто уже давно ничему не удивляется

19 фев, 13:18
+31 6
Как деревенский парень из Ма…

Как деревенский парень из Мали украл у банка 242 млн долларов и ничего ему за это не было

19 фев, 12:46
+1 0
Олимпиада объединяет: россий…

Олимпиада объединяет: российский и украинский спортсмены обнялись на пьедестале

19 фев, 12:30
+2 1
Просто хорошие и добрые ново…

Просто хорошие и добрые новости из России за неделю

18 фев, 22:34
+49 10
Нравы Нью-Йорка в уличных фо…

Нравы Нью-Йорка в уличных фотографиях Рича Дохерти

18 фев, 18:52
+32 31
Драма на Даунинг-стрит: кот …

Драма на Даунинг-стрит: кот главы МИД Британии подрался с котом премьер-министра

18 фев, 18:30
+1 0
Будённый. Подлинная история …

Будённый. Подлинная история вождя красной конницы

18 фев, 14:47
+4 7
Доктор Смерть. История самог…

Доктор Смерть. История самого знаменитого злодея в белом халате

18 фев, 14:44
+1 0
Непосредственные слова заслу…

Непосредственные слова заслуженного Летчика-испытателя о главном виновнике гибели АН-148

18 фев, 14:04
+63 95
Как довести до бешенства цел…

Как довести до бешенства целую страну одной фотографией

18 фев, 13:45
+21 11
Смерть Ее Величества

Смерть Ее Величества

18 фев, 13:38
+1 10
Тренер сборной США по хоккею…

Тренер сборной США по хоккею отказался пожать руку российскому коллеге

18 фев, 13:25
+2 0

Поиск по блогу

Запомнить
Читать
Немцев и полицию резали и ко…

Немцев и полицию резали и кололи как поросят

19 фев, 20:41
+64 3
Непосредственные слова заслу…

Непосредственные слова заслуженного Летчика-испытателя о главном виновнике гибели АН-148

18 фев, 14:04
+63 95
Испорченным детям

Испорченным детям

16 фев, 11:33
+55 23
Просто хорошие и добрые ново…

Просто хорошие и добрые новости из России за неделю

18 фев, 22:34
+49 10
Восточная красота: красивые …

Восточная красота: красивые казахские девушки из соцсетей

16 фев, 22:41
+45 18
Нравы Нью-Йорка в уличных фо…

Нравы Нью-Йорка в уличных фотографиях Рича Дохерти

18 фев, 18:52
+32 31

Последние комментарии

Михаил
как офицер, убил бы всех либерастов
Михаил Письмо к Сталину от либеральной общественности России
Добрый Таджик
Сергей Филипенков
Игорь Самохин
Олег Олег
Юрий Котляров
Михаил
пидор
Михаил Письмо к Сталину от либеральной общественности России
Богдан Щербюк